Инновационная деятельность

"Шахматно-задачная технология"

Сегодня глобальными тенденциями развития системы дошкольного образования и начальной школы, в рамках преемственности, в мире являются:
  • здоровьесбережение;
  • сотрудничество, вместо соперничества;
  • соревнование с собой, а не с другим;
  • развитие образного, логического, творческого мышления;
  • выработка холистического стиля мышления.
Все чаще речь идет и о внедрении самых передовых технологий обучения. Это также позволяет шире использовать образовательный потенциал шахмат. "Шахматно – задачная технология": развивает усидчивость, комбинационное зрение, способность быстро и правильно оценивать ситуацию на доске и фантазию. Это система занимательных дидактических заданий и игр, направленная на решение задач системы образования – поэтапное и структурированное развитие у детей способности действовать в уме. Разработала и применила в образовательном процессе игры: «Шахматный твистер», «Судоку для пешки», мемори «Найди пару слону»,  игры с типовыми карточками с изображением шахматных фигур – «Продолжи ряд», «Чего не стало?», «Разрезные картинки», лото «Коники- слоники», «Чей ход?», игры с фонариком «Кто спрятался за ладьей?», «Волшебный мешочек».  Воспитанники с удовольствием включаются в игровую деятельность, проявляют словесную активность, проигрывают партии самостоятельно, отражают результат познания в коммуникации, самостоятельно делают выводы. 



А так же большим успехом у детей пользуются небольшие турниры, организованные по различным темам в течении учебного года. Для закрепления полученных знаний очень хорошо подходят задания, организованные в игровом  тематическом формате. "Пиратские сокровища" - на закрепление таких понятий как горизонталь, вертикаль.  


Адвент-календарь.

Семья – главный участник образовательного процесса. Педагоги и родители равноправные деловые партнёры. Знание современных новейших форм работы с семьёй, вот что актуально, что рекомендуется и что повышает степень доверия к педагогу. Баланс взаимоотношений родитель/педагог/ребенок, при чем ребенок , как субъект образовательных отношений. 
Еще одна интересная технология для работы с детьми. Я использовала данную игровую форму в реализации ЛОК. Это в первую очередь игра, которая направлена на развитие познавательной активности в любой деятельности детей. 
Летом 2022 года наш детский сад реализовал педагогический проект "Забавная слобода" с целью - формирование у детей основ народной художественной культуры через приобщение к декоративно-прикладному искусству России и патриотическое воспитание ребенка посредством ознакомления с народными промыслами русских народных умельцев. 
Представляю вашему вниманию часть проекта (разработанную мной на месяц июль для детей старшего возраста) "Культура и традиции русского народа". 


Задания в календаре переплетались с народным календарем и предполагали тесное взаимодействие с семьями воспитанников. 

      
Еще один вид адвент- календаря, по мотивам сказочной повести А.М.Волкова "Волшебник Изумрудного города".



«Майндфулнесс».

 Здоровьеформирующие технологии в ДОУ

Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами, отсутствием чётких нравственных ориентиров формируют ту обстановку, в контексте которой необходимо решать проблему здоровья. Нарастающая напряжённость ситуации требует формирования такого подхода к здоровью, который включал бы в качестве основы использование внутренних возможностей организма, позволял бы активно управлять развитием его адаптационных возможностей, обеспечивая устойчивость к влияниям различных стресс-факторов.
Цель:
  • вовлечение детей с раннего возраста к здоровому образу жизни.
    Задачи:
  • привить детям навыки дыхательной гимнастики для дальнейшего самостоятельного использования в дальнейшей жизни;
  • активизировать защитные силы организма;
  • обогатить кровь кислородом.
В процессе занятий общее состояние детей улучшается. Они становятся более активными, работоспособными. Это сказывается в дальнейшем на развитии интеллекта, тела. Тренировки проводятся под музыку, читаются стихи для создания ритма движений. Все это благотворно влияет на общее развитие детей.
Интеграция Майндфулнесс- подхода в дошкольное образование, практики осознанности улучшают концентрацию внимания, развивают навык управления эмоциями, снижает тревожность у детей и формирует навык эффективного социального взаимодействия.
Целей ставится гораздо больше:
  1. Развить плавный вдох, длительный выдох.
  2. Укрепить физиологическое дыхание дошкольников.
  3. Тренировать силу, ритм вдоха-выдоха.
  4. Профилактика заболеваний органов дыхания.
Логопеды, воспитатели – это грамотные специалисты по работе с детьми дошкольного возраста. Они умеют вплести в канву занятий в дошкольном учреждении дыхательную гимнастику методически верно. Проводят гимнастику артистично, в форме игры. Уровень сложности заданий, продолжительность тренировки зависят от возраста, индивидуальных особенностей дошкольников. Проводить занятия можно во время утренней зарядки, повторять их на прогулке, во второй половине дня. Как результат – налаживание благополучного микроклимата в детском коллективе.

Гиперактивность

  • состояние, при котором двигательная активность и возбудимость человека превышает норму, поскольку является неадекватной и непродуктивной.
Одно из самых часто встречающихся состояний у детей – гиперактивность. Этот диагноз наиболее распространён среди дошкольников. Чрезмерно активный ребёнок плохо социализируется и испытывает трудности в процессе обучения. Ему сложно наладить отношения со сверстниками, сконцентрироваться на получении знаний. Патология может сопровождаться другими нервными заболеваниями. Детская гиперактивность наблюдается при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Патология представляет собой нарушение нормального функционирования мозга, которое приводит к сильному нервному напряжению.

Страшновато звучит, не правда ли? Интернет в свободном доступе и наши родители, в основном, сшибают верхушки, особо не внедряясь в проблему.
Некоторые родители, оправдывая поведение своего ребенка,  смело употребляют слово «гиперактивный», не подозревая, что это, на минуточку,  болезнь/патология, с нехорошими последствиями, если своевременно не вмешаться специалистам. И сама «гиперактивность» не пройдет ни со временем, ни с возрастом.
Устав доказывать родителям, что это слово нельзя просто так употреблять и это не есть оправдание поведения ребенка, я начала искать более разумное и подходящее объяснение. обоснованное, опять же учеными. Я прослушала некоторое количество вебинаров, поучаствовала в интенсивах – практикумах (это интернет – мероприятия , предлагаемые психологами родителям и педагогам) и как мне показалось, нашла тот факт, который мало освещен в российском обществе.

Гипертимность

  • акцентуированная черта характера,  проявляющаяся в почти всегда повышенном настроении человека, в его энергичности, активности, достаточно высоком жизненном тонусе.
Активный/непоседливый ребенок – ГИПЕРТИМ и это не болезнь, а психологические особенности темперамента.
Гипертимы несут в мир много ярких красок за счет своего непревзойденного оптимизма и позитивного настроя. Общение с ними увлекает в считанные минуты, и так же быстро утомляет. Такие люди любят постороннее внимание к своей персоне и становятся лидерами в общении, и делают это так ненавязчиво, что окружающие с удовольствием поддаются их влиянию. Обладатели этого типа личности имеют свои недостатки, которые выражаются в чрезмерной вспыльчивости и кратковременной агрессии. Поведенческие проявления зависят от психологического подтипа, в каждом из которых преобладает своя черта характера.
 Ярким представителем этого типа является персонаж Маши из мультипликационного фильма «Маша и Медведь».
Еще один не маловажный фактор, провоцирующий таких детей – слишком много указаний и запретов. Ребенок перестает слушать и реагировать на речь и просьбы взрослого.
Психологическая характеристика.
  • Дети быстрые, энергичные, активные, не склонны к педантизму.
  • У таких детей высокий тип деятельности, они могут сделать множество дел за короткое время, они импульсивны и порой не сдержаны.
  • Быстро выполняя задание, дети зачастую делают это небрежно, не проверяя себя и не видят собственных ошибок.
  • Они испытывают затруднения в ходе работы, требующей высокой тщательности, собранности и аккуратности, зато прекрасно справляются с заданиями, требующими высокой мобильности и переключаемости.

Технологии здоровьесбережения

Задача взрослого не оправдывать и не порицать таких детей, а найти подход и тем самым облегчить сосуществование  с гипертимами – детскому коллективу, педагогам, и родителям. Таких детей не имеет смысла записывать на всевозможные кружки и секции – он не  израсходует свою энергию до конца. Как мы уже поняли этот психотип – вечный двигатель! Ребенка не следует доводить до усталости, гипертимы так же подвержены и вспышкам агрессии! Да и любой ребенок не заслуживает такого отношения к себе. Решение – помочь детям научиться жить в том темпе, который им присвоила природа.
В работе воспитателя есть немаловажный пункт – создать психологический климат в детском коллективе. В педагогическом процессе для сброса и ненакопления усталости  существуют физминутки и динамические паузы. Так вот я предлагаю вашему вниманию новую составляющую  здоровьесбережения. Для сброса, так сказать, агрессии, а точнее, для вывода гипертима  из  импульсивного состояния, и приведение его в спокойствие.

Майндфулнесс

  • это безоценочное осознание продолжительного момента настоящего времени, помогающее распознать свои мысли, чувства и действия в момент их возникновения без перехода в режим автоматических реакций.
Если говорить просто, то майндфулнесс (или осознанность) – это умение уделять 100% внимания текущему моменту. Это значит, что если вы смотрите на свои ботинки, весь ваш мир – это ботинки.
Более научное определение гласит, что осознанность – это саморегуляция внимания с отношением любопытства, открытости и принятия.
Часто майндфулнесс путают с медитацией и ассоциируют с буддистскими духовными практиками. Неверно ни то, ни другое. Медитацию можно назвать особой разновидностью майндфулнесс, а осознанность – это светское и научное понятие, не имеющее религиозного подтекста.
Майндфулнесс способна глубоко и разносторонне влиять на когнитивные функции и ментальное здоровье. 
Существует множество практик осознанности, нацеленных под разные задачи и для взрослых людей. Мое предложение внедрить некоторые составляющие в работу с детьми в образовательном процессе.

Для чего это нужно
Наука уже давно занимается исследованиями осознанности, и теперь нам известно немало преимуществ этой практики:
  1. Улучшение памяти. Несколько исследований  подтвердили, что регулярная практика осознанности улучшает рабочую память и способность к обучению. Влияние майндфулнесс проявилось на физическом уровне – ученые отметили изменения концентрации серого вещества в зонах, которые мозг использует для обучения, запоминания, регуляции эмоций и восприятия перспективы.
  2. Уменьшение стресса и тревожности. Ученые проанализировали более 20 исследований майндфулнесс и подтвердили, что эта практика действительно помогает регулировать стресс и снижает уровень тревожности. Также исследования указывают на эффективность осознанности в лечении депрессии.
  3. Улучшение сна. Анализ 7 достоверных исследований показал, что практика осознанности помогает справиться с нарушениями сна, устраняя беспокойство и тревожность, вызывающие бессонницу.
  4. Улучшение отношений. Одно исследование показало, что майндфулнесс снижает интенсивность ссор между партнерами, а другое  отметило улучшение отношений между детьми и родителями. В последнем случае были зафиксированы изменения в участках мозга, связанных с эмпатией и контролем эмоций.
Следует отметить, что иногда все же стоит отпустить свой мозг поблуждать. Некоторые исследования  показывают, что креативность увеличивается после несложных занятий, не требующих высокой концентрации.

Найти подход к гипертимному типу акцентуации характера крайне сложно из-за нежелания личности слушать нравоучения со стороны взрослого и опытного поколения. Рекомендации родителям в процессе воспитания даст квалифицированный  психолог.

Разбушевавшегося ребенка, в принципе, сложно сразу успокоить, а если он еще и обозлился, то тем более. Воспитатель в группе должен знать таких детей, и так же обязан отслеживать и предотвращать  ситуации с участием таких деток. Исключить такие ситуации не получится – это жизненный цикл детского коллектива пока они научаются социальным компетенциям. Если все же случилось, взорвался,  нужно принимать особые меры – успокоить ребенка. Но не на всех детей одинаково действуют обнимашки. В этом случае не в коем разе не ругать - не педагогично и не целесообразно, да и пробовать примирить оппонентов не всякий раз получается. В  таких ситуациях и выручает практика Майндфулнесс - способ сосредоточения, замораживания момента.

Результативность
  1. Улучшение памяти детей.
  2. Уменьшение стресса и тревожности.
  3. Улучшение сна.
  4. Улучшение отношений в детском коллективе.
Ввела в свою практику обязательный пункт взаимодействия  с такими детьми в образовательном процессе - они любят повышенное внимание к себе:

в индивидуальной форме работы
– утром обязательно выслушать все, что он Вам рассказывает, когда он приходит, ему нужно столько рассказать, а мама торопится на работу и слушать ей некогда.
Выговорился – счастлив!

в непосредственно образовательной деятельности
– обязательно дать ему слово, только по теме.
Выступил – счастлив!

в  подгрупповой форме работы
– все «принеси–помоги–подержи» только к ним (в группе может быть несколько таких деток и они позиционируют себя как самых трудолюбивых)
Помог, внес свои коррективы – счастлив!

в режимный момент
 «Гимнастика постепенного пробуждения» дополнением «Дыхательная гимнастика с элементами йоги».
Польза дыхательной гимнастики нисколько не преувеличена, и при  тушении агрессии у ребенка она  применима наравне с другими приемами.  Но опять же с ребенком в любом состоянии лучше играть. Расстроенному и пышущему гневом предлагаем перевести дух  с очень интересной  игрушкой, поглубже вдохнуть, восстановить ритм биения сердца и пожар потушен, иди и люби весь мир!  
Диагностический материал для технологии 

"Быстрые  шашки"


    На просторах интернета увидела интересную игру, но не запомнила как она называется и повторно найти не смогла, поэтому с детьми придумали своё название полюбившейся игре. Игровое поле выглядит так - круг разделен на 8 сегментов, линии пересечения отмечены точками именно на них и нужно ставить фишки. Правила игры очень просты : нужно передвигать фишку с точки на точку по линиям, не поднимая, перепрыгивать другую фишку нельзя! Каждый игрок делает поочередно по одному ходу. Кто ходит первым определять жеребьевкой. Цель игры: переместить свои фишки на противоположную сторону и занять точки соперника первым. Точки определяются просто - по три по противоположным сторонам от центра игрового поля.
     В процессе игры были варианты когда фишки одного игрока выставлены по прямой линии и блокируют фишки соперника, рассматривали тоже как победу.


Начали играть в эту  игру с детьми 4-го года жизни ( младшая группа в детском саду), не все дети проявили интерес к игре сразу, но на протяжении года я заметила, что игра детям интересна и понятна. Спустя год решили провести турнир и мы с родителями были приятно удивлены, все дети, без исключения, освоили игру!

«Wicker-magik»

Методическая разработка пособия по развитию логико-математических навыков детей среднего дошкольного возраста «Wicker-magik»
Поиск новых современных и эффективных подходов и практик по формированию мыслительных умений и способностей дошкольников.

Актуальность
Роль продуктивной деятельности в развитии ребенка невозможно переоценить. Она способствует всестороннему развитию дошкольников
– развивает воображение, мелкую моторику, координацию движений, развивает мыслительные операции, способствует овладению многими практическими навыками, необходимыми для выполнения самых разных работ, кроме того, она отражает внутренний мир ребенка, его стремления, желания и переживания.

Цель
– развитие познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей посредством логико-математических дидактических игр.

Задачи

Обучающие:
  1. Формировать элементарные геометрические представления.
  2. Формировать умения следовать устным инструкциям педагога.  
  3. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
  4. Формировать умения выполнять точные движения пальцами.
Развивающие:
  1. Развивать мелкую моторику рук.  
  2. Развивать психические процессы (внимание, память, воображение, мышление). 
  3. Тренировать глазомера.  
  4. Развивать художественный вкус.
  5. Развивать фантазию.
Воспитательные:
  1. Формировать нравственные качества: трудолюбие и самостоятельность.  
  2. Формировать привычки доводить начатое дело до конца.
  3. Формировать привычки оценивать результат своей работы.
Конструирование
– это продуктивный вид деятельности ребенка, направленный на создание определенного предмета.  Конструирование играет важную роль в умственном, трудовом, нравственном развитии детей.

Алгоритм технологии
  1. Наблюдение объекта.
  2. Показ и анализ образца.
  3. Объяснение и обсуждение способов и этапов создания поделки.
  4. Создание эскиза и,непосредственно поделки.
  5. Анализ, оценка и самооценка.
Представляю вашему вниманию "Wicker - magik" – планшет по плетению, создание поделки, путем переплетения полосок цветной бумаги.


Альбомы для игры с планшетом, используем схемы для графического диктанта



Так же планшет можно использовать на занятиях с палочками Кюизенера, используя учебно-методический комплекс игровых материалов. Детям нравится не только выполнять задания по образцам, но и фантазировать, набирать на полотне свои собственные задумки.


Методическая разработка была представлена на Всероссийский конкурс Им.Выготского , отмечена сертификатом участника.